Назад в общий раздел

Назад в список павших на букву К

Назад в список павших по органам и войскам ГРУ при ГШ ВС СССР

Назад в список павших по 154 ООСПн

Назад в список павших по Краснодарскому краю  




КОЛЯНИЧЕНКО Константин Николаевич

Вот эти данные были взяты из Всесоюзной книги памяти: 

КОЛЯНИЧЕНКО Константин Николаевич, мл. сержант, ком-р отделения отд.отряда спецназа (в\ч пп 35651, 154 ООСПн), род. 10.11.1963 в г. Тихорецк Краснодар, края. Русский. Учился в Тихорецком техникуме ж.-д. транспорта.
В Вооруж. Силы СССР призван 1.4.83 Тихорецким ГВК.
В Респ. Афганистан с окт. 1983.
Участвовал в 47 выходах по выполнению спец. заданий командования.
11.02.1985 при выполнении боевого задания в р-не нас. пункта Мадикач провинции Нангархар во время переправы через р. Кабул БТР начало сносить течением и он стал тонуть. К., проявив смелость и решительность, спас двоих товарищей, но сам, потеряв много сил, утонул.
За мужество и отвагу нагр. орд. Красного Знамени (посмертно).
Похоронен в Тихорецке.

От автора страницы памяти - как стало известно, тогда при переправе смыло течением реки несколько БТР-ов,и утонувшие попросту не успели выбраться из-за сильного течения и боевого снаряжения.

Как уточнил Владимир Савчик, это были:

рядовой Абдуалимов Равшан Кучкарович

младший срежант Коляниченко Константин Николаевич

сержант Курамагомедов Мухтарахмед Закирович

лейтенант Лемишко Сергей Николаевич

рядовой Макарчук Аркадий Степанович

младший сержант Матниязов Бахтиер Султанович

рядовой Стеля Сергей Васильевич

старший лейтенант Турусумбаев Игорь Владимирович

Как уточняли Владимир Савчик и Олег Кривопалов, в тот день смыло течением реки троих спецназовцев:

Житняковский Виктор Юльянович

Наумов Павел Михайлович

Ситников Геннадий Яковлевич



вот эта статья была взята с адреса   http://www.proza.ru/2015/01/22/1264

 Первое упоминание в интернете о событиях 11.02.1985 года я нашел в статье Игоря Саса «Ледяные воды Кабула» ( http://www.bratishka.ru/archiv/2009/4/2009_4_7.php )
 Размещаю статью полностью:

     «Апрель 2009 года   Опыт, оплаченный кровью: Ледяные воды Кабула  В начале 1985 года
 в 154-м отряде спецназа произошел трагический случай, унесший жизни 11 человек.
При этом люди погибли не в бою, а в результате непродуманных действий командира. Данный факт имел широкий резонанс в частях спецназа, находившихся в то время в Афганистане, и вокруг него ходило много слухов. В этом номере мы приводим рассказ участника этих трагических событий Игоря Саса, служившего в ту пору в группе минирования отряда.
В материале приводятся воспоминания и других участников тех событий.
  11 февраля 1985 года наш 154-й отдельный отряд специального назначения готовился к проведению операции по захвату склада оружия мятежников в районе н. п. Гошта (провинция Нангархар) вблизи афгано-пакистанской границы. Сведения о наличии и месте расположения склада с оружием нашим военным советникам сообщил Мамат-хан — вождь пуштунского племени Маманд, которое сотрудничало с властями Афганистана.
 Склад с оружием находился на землях, контролируемых этим племенем.
 Для выхода к объекту налета отряду предстояло переправиться через реку Кабул. Для переправы предполагалось использовать брод, показанный нам проводником племени Маманд осенью 1984 года. Тогда для обхода заминированного участка дороги и вероятных мест засады противника нам пришлось форсировать реку. В тот раз первой пошла машина ЗСУ-23 «Шилка». Она без затруднений преодолела переправу и выскочила на другой берег. Вторыми пошли мы на БТР-70 № 051. Путь до середины русла преодолели без проблем, но как только глубина стала приближаться к метру, колеса машины стали отрываться от грунта, и БТР начало немного сносить течением влево. Капитан Хиценко приказал водителю включить водомет и прибавить обороты. БТР перестало сносить, и через минуту мы выскочили на береГ. БМП-2 первой роты также преодолели реку без особого труда. Проводник-афганец помахал нам рукой с другого берега, а наша бронегруппа примерно через час была уже в своем расположении.
 Из этого примера видно, что преодоление вброд бурной и глубоководной реки требует определенной подготовки техники и личного состава.
 11 февраля 1985 года, приблизительно в 18.00, личный состав отряда, убывающий на операцию, был построен на плацу для проведения боевого расчета по группам. Я, мой товарищ и сослуживец по группе минирования младший сержант Чаландаров были приданы 3-й группе 3-й роты.
 Примерно в 19.00 командиры рот и командиры групп убыли для постановки задач к начальнику штаба отряда капитану Григорию Быкову, исполнявшему обязанности командира.
 Перед тем как убыть в штаб, командир группы минирования капитан Хиценко поставил задачу водителю нашего БТР-70 № 051 младшему сержанту Фагиму Файзулину, которого все в группе, включая командира, звали просто Федя, подготовить машину к возможной переправе: проверить герметичность люков, а места прилегания боковых десантных люков промазать техническим вазелином во избежание протечки воды.
 Готовились ли к переправе машины других подразделений и личный состав, показали дальнейшие события.
 Рассказывает полковник запаса Игорь Лысов, в 1985 году исполнявший обязанности командира роты: «Утром 11 февраля 1985 года наша рота вернулась с очередной операции. После обеда поступила команда готовиться к новой операции, но уже в составе отряда. Где-то в 18.30 мы с остальными командирами рот и групп прибыли в штаб батальона для получения задачи.
 При постановке задач командирам рот и групп капитан Быков больше руководствовался эмоциями. Задачу он ставил примерно так: «Совершаем марш в район проведения операции, с ходу форсируем Кабул, по прибытии на место спешиваемся и выходим в район проведения операции. Командиры групп выводят свои подразделения на исходные точки, командир группы такой-то — задача такая-то, после выполнения получает орден Красного Знамени, командир группы такой-то — задача такая-то, после выполнения — орден Красной Звезды» и т. д.
 Информацию он доводил в общих чертах, конкретной задачи на совершение переправы и подготовку личного состава и техники к форсированию реки не ставил. Уточнив время выхода колонны из расположения, капитан Быков освободил командиров подразделений. По прибытии в роту из штаба отряда я отдал приказ заместителю командира роты по технической части срочно подготовить машины к возможной переправе, а командирам групп проинструктировать личный состав, что и было сделано буквально перед выходом колонны».
 К сказанному выше могу добавить: любил Григорий Быков «шашкой махнуть».
 Я не один раз бывал на операциях под его руководством и был свидетелем того, как он принимал решения и отдавал приказы.
 В отличие от группы минирования и 2-й роты, в 3-й роте задачи личному составу на подготовку к форсированию водной преграды никто не ставил. Об этом свидетельствуют воспоминания бывших бойцов.
 Вспоминает Рашид Бакеев, в 1985 году он был младшим сержантом и командиром отделения 2-й группы 3-й роты (во время переправы находился на БТР-70 № 310): «К операции готовились как обычно, проверяли и готовили оружие, снаряжение, форму. Никаких дополнительных инструкций по поводу предстоящей операции и тем более возможной переправы не получали».
 Александр Котов в 1985 году был рядовым во 2-й группе 3-й роты (во время переправы, как и Бакеев, находился на БТР-70 № 310). Он также отлично помнит тот боевой выход: «Никто нас не инструктировал о предстоящей переправе, поэтому десант на броне был одет в разгрузочные жилеты. Часть личного состава, в том числе и я, в момент переправы находилась в десантном отделении БТРа. Рядом со мной сидел Рашид Бакеев, были и другие бойцы группы».
 Личный состав находился в готовности к погрузке на машины. Как только БТРы пришли из парка, поступила команда к погрузке, и личный состав разместился на броне. Мы с Чаландаровым вместе со 2-й и 3-й группами 3-й роты оказались на БТР-70 № 310.
 Через некоторое время из штаба прибыли командиры рот и групп. Капитан Хиценко подошел к БТРу, на котором мы находились, и приказал мне и Чаландарову пересаживаться на наш 051-й . Он объяснил, что подразделения выдвигаются в район проведения операции на своих машинах, а там, согласно боевому расчету, разбиваются по группам. Вот так командир решил нашу судьбу.
 Приказ есть приказ, мы пересели на наш 051-й борт. Командир, заняв свое место, уточнил, что будем переправляться через реку Кабул в районе кишлака Гошта, в том самом месте, где переправлялись в ноябре прошлого года, и приказал всем во время движения и во время переправы находиться на броне, на случай экстренной ситуации.

Переправа

Машины выстроились в колонну, и начальник штаба отряда капитан Быков по рации дал команду начать движение. К месту переправы наша колонна выдвинулась без происшествий. Наш БТР шел во главе колонны. Так как мы знали место переправы и уже переправлялись здесь, нам и выпало первыми, согласно поставленной задаче, указать путь остальным машинам.
 Мы спустились по пологому берегу к кромке воды. За три прошедших месяца русло реки не изменилось, уровень воды визуально был прежним, зимой таяние снега и ледников в горах прекращается, осадков по сравнению с весной и осенью выпадает мало.
 Все так же, как и в ноябре, разница лишь в том, что тогда переправлялись днем, а в этот раз переправляемся ночью. Но нам не привыкать — есть задача, надо решать.
 Командир группы капитан Хиценко отдал команду: «Всем внимание! Вперед!» и наш 051-й плавно вошел в воду. До середины русла добрались без проблем. К середине уровень воды дошел до порога БТРа, машина подвсплыла, контакт колес с дном из крупного галечника ослаб. Ситуация повторилась в точности, только в этот раз нас сносило немного вправо. Командир дал команду водителю: «Федя, водомет!» Как только заработал водомет, снос прекратился, машина ускорила ход, и мы выскочили на противоположный берег. Хорошо прошли. Пройдя немного вперед, остановились и стали наблюдать, как в воду вошел БТР управления и связи «Чайка», на котором находился Григорий Быков. Все прошло нормально, «Чайка» выехала на берег и, приняв немного вправо, остановилась. После этого наш борт согласно поставленной задаче выдвинулся в направлении кишлака Гошта и остановился примерно в ста пятидесяти метрах от переправы в ожидании построения колонны. Судя по шуму двигателей, техника с людьми начала переправу и скоро должен был подъехать очередной БТР. Но прошло уже минут двадцать, а никто больше не появился.
 Командир группы был постоянно на связи, и через некоторое время он скомандовал: «К переправе!». Мы поняли: что-то произошло. Возвратившись к переправе, мы увидели, что на левый берег переправились только две машины: наш 051-й и «Чайка». В реке держался на плаву БТР 3-й роты № 307. Людей вытаскивали из воды на борт и высаживали на берег. Ниже по течению, метрах в 100, на середине реки виднелся затопленный БТР 3-й роты, из воды торчала лишь станина автоматического гранатомета АГС-17, приваренная к башне.
 Прожектора стоящих на берегу машин были направлены на воду, в одну точку у левого берега. Ниже переправы, метрах в 30, на изгибе реки, в круге света от прожекторов виднелся торчащий из воды конец антенны радиостанции затонувшего БТРа, напоминающий собой камыш, который под ударами волн то скрывался в воде, то снова распрямлялся.
 Со слов стоящих на берегу прояснилась картина произошедшего: оказалось, что на дне реки находится БТР-70 № 310 третьей роты.
 Рассказывает Рашид Бакеев: «В момент переправы я находился в десантном отделении и дремал, со мной рядом был Александр Котов. В командирском кресле сидел и дремал лейтенант С. Лемешко. Исполняющий обязанности командира 3-й роты старший лейтенант И. Турсунбаев сидел на броне у командирского люка. Все произошло очень быстро: внезапно через верхние десантные люки полилась вода, БТР начал крениться на корму. Все, в том числе и я, стали покидать тонущую машину».
 По свидетельству младшего сержанта Рашида Бакеева и других бойцов, переправлявшихся на этом борту и сумевших выбраться из воды, машина, как только оказалась на глубине, затонула практически мгновенно. Это и неудивительно: в одной из операций в декабре 1984 года в 3-й роте в результате подрыва на противотанковых минах было выведено из строя две машины, одной из которых и был 310-й . Одна машина восстановлению не подлежала, а 310-й , получивший повреждение ходовой части, отрыв заднего правого колеса, был возвращен в строй. Но от подрыва осталась большая пробоина в задней правой части машины, в месте схождения кормового, бортового и донного броневых листов. Ремонтной базы для полного восстановления не было, да и вряд ли кто-нибудь планировал использовать машину для переправы на плаву.
 310-й шел следом за «Чайкой». БТРы 3-й роты вошли в воду плотным строем с небольшой дистанцией. Как только 310-й оказался на середине переправы, машину начало сносить вправо, контакт колес с грунтом стал теряться. В этой ситуации нужно было включать водометы и увеличить обороты двигателя. Тем временем вода через пробоину, образовавшуюся после подрыва, стала проникать внутрь корпуса, в отделение, где располагаются топливные баки. Даже заполнив отделение, вода не могла быстро проникнуть в моторный отсек. В данном случае она могла бы исполнить роль положительного балласта, утяжелив машину, и осадить ее на грунт и таким образом улучшить контакт с дном. Но когда БТР начало сносить течением вправо, водитель, по всей видимости, растерялся и не стал выворачивать влево, а решил, воспользовавшись набранной скоростью, выскочить на другой берег.
 Когда 310-й стало сносить течением, сидевшие на «Чайке» лицом к переправе, стали кричать механику-водителю, чтобы он выворачивал вправо, относительно того, как сидели они. В этой ситуации водитель не сориентировался и не среагировал как должно, начав забирать вправо относительно направления движения. Естественно, 310-й отклонился от запланированного места выхода на противоположный берег. Но дело в том, что в 10—15 метрах от переправы ниже по течению берег был песчаным и гораздо круче. Даже если бы машина и смогла зацепиться за него колесами, это делало его непригодным для выхода из реки для перегруженного десантом и набранной водой БТРа. К тому же русло реки в этом месте углублялось, а течение усиливалось. Механик-водитель, поняв это, вероятно, попытался развернуть машину влево, но было уже поздно. БТР развернуло кормой по направлению течения — это подтвердило положение машины после подъема. Контроль над машиной окончательно был потерян, ее понесло на глубину, где она быстро затонула.
 Александр Котов: «Практически все произошло мгновенно, как только вода стала заливать машину, все, кто был в десантном отделении, начали быстро покидать его. Оказавшись в воде, я начал грести к берегу. Выбравшись на берег и осмотревшись, я увидел, что кто-то подплывает к берегу недалеко от того места, где только что выбрался я. Подбежав к нему, я стал помогать выбраться из воды и узнал рядового Силантьева из нашего взвода. Силантьев как был в зимнем обмундировании и в разгрузочном жилете, укомплектованном боеприпасами, так в нем и выплыл. Другим повезло меньше…».
 Люди оказались ночью в холодной воде в зимнем обмундировании, нагруженные оружием и боеприпасами.

 Поиск пропавших


 Капитан Григорий Быков по радиостанции приказал командирам групп проверить наличие личного состава. Через 5 минут выяснилось, что отсутствует 11 человек из состава 3-й роты. Организовали поиск. Несколько групп 2-й и 3-й рот на оставшихся БТРах начали курсировать по левому и правому берегам от места переправы вниз по течению, пытаясь найти отсутствующих. Мы надеялись на то, что кто-то выбрался на берег ниже по течению.
 Примерно через полчаса в 70—80 метрах ниже по течению, напротив затонувшей машины с № 305, у правого берега затонул БТР № 307. Машины попросту не были готовы к длительному пребыванию в воде, кингстоны в днищах корпусов практически у всех машин были не задраены, и вода через некоторое время заполнила как десантное отделение, так и моторный отсек, что и послужило причиной их затопления.
 Сразу после этого капитан Быков объявил, что представит к ордену того, кто нырнет к лежащему на грунте БТР № 310 и зацепит его тросом.
 Высота БТР-70 вместе с башней составляет примерно 2,3 метра, длина антенны бортовой радиостанции где-то 3 метра, а из воды торчал конец антенны не более 30 сантиметров, значит, глубина реки в месте затопления машины была близка к 6 метрам. Место затопления машины находилось ниже по течению за перекатом, метрах в тридцати от места переправы. Река в этом месте делала изгиб, а течение образовывало своеобразный котел, где вода закручивалась и бурлила. Вода в реке была мутной с примесью глины и песка, температура не превышала десяти градусов. Поэтому нырять в феврале к машине, затонувшей на глубине около шести метров, в холодную мутную воду, при сильном течении, ночью с тросом — занятие очень и очень рискованное. Пусть даже со страховочным концом.
 Находясь в ту ночь на берегу Кабула, все понимали, что шанс зацепить таким образом затонувшую машину ничтожно мал, а риск велик. Тем не менее смельчак нашелся. Нырять вызвался сержант 1-й роты Василий Коваленко. Когда он разделся, его обвязали шнуром за пояс, и он вошел в воду. Василий дважды нырял к машине на дне, но зацепить трос ему не удалось. Третья попытка едва не закончилась трагически. Василий, набрав воздуха, снова нырнул. Спустя несколько секунд страховочный шнур натянулся, и все поняли, что с пловцом что-то произошло. Крикнули страхующим его бойцам, чтобы ослабили шнур. Они отпустили конец, и Василий вынырнул и выбрался на берег, едва не захлебнувшись. Выяснилось, что течением его придавило ко дну, а натянутый страховочный шнур не давал всплыть на поверхность. На этом попытки нырнуть к затонувшей машине прекратились.
 Григорий Быков отошел в сторону, сел у самой воды и обхватил голову руками. С этого момента он практически потерял контроль над ситуацией.
 Тем не менее поиски людей продолжились. Часам к 5—6 утра 12 февраля 1985 года были найдены пятеро из одиннадцати пропавших. К сожалению, все они были мертвы. Надежды на то, что кто-то остался в живых, уже не было.
 О происшествии, естественно, было доложено в разведотдел штаба 40-й армии, далее по инстанции. Район переправы по обоим берегам реки был тут же оцеплен прибывшими подразделениями 66-й мотострелковой бригады, усиленными танками. На ближайших к переправе господствующих высотах были высажены бойцы разведроты и ДШБ.
 Из штаба 40-й армии для выяснения обстоятельств происшествия прибыла комиссия в составе четырех генералов со свитой. «Разбор полетов» начался, как всегда, с поиска виновного.
 Капитан Быков попытался доложить о происшествии генералу, возглавлявшему комиссию, но тот лишь отмахнулся, добавив: «С тобой после!».
 Так как переправа, а точнее, ее организация, является видом инженерного обеспечения, стали выяснять, кто начальник инженерной службы батальона.
 В это время обязанности начальника инженерной службы отряда выполнял капитан Григорьев, но он находился в командировке в Кабуле. Его замещал командир нашей группы минирования капитан Хиценко, закончивший Каменец-Подольское военное инженерное училище. Он и представился генералу, возглавлявшему комиссию.
 Весь гнев пал на нашего командира группы. Генерал стал кричать, что тот должен был организовать переправу: промерить глубину брода, скорость течения, что нужно было поставить вешки, чтобы обозначить створ, в который пойдут машины, и вообще что он виновен в гибели людей. Капитан Хиценко понял: что-либо доказывать генералу бесполезно, приложил руку к козырьку, отрапортовал: «Так точно, виноват! Разрешите идти!» — и, не дав тому опомниться, повернулся кругом и ушел.
 

 Между тем поиски остальных пропавших продолжались.
 Одновременно с этим были начаты работы по подъему из воды затонувших БТРов.
 БТР-70, № 305 и № 307, севшие на грунт ниже по течению на небольших глубинах, были без труда извлечены из воды при помощи четырех БТС, прибывших с подразделениями 66 омсбр. Работы по подъему БТР № 310 заняли еще два дня. Вместе с комиссией из штаба армии из Кабула к месту трагедии прибыл легкий водолаз. Но он весь день простоял на берегу без дела, а его снаряжение пролежало тут же. В горной реке с высокой скоростью течения и мутной водой использовать его не имело смысла.
 Была предпринята попытка извлечь из реки БТР № 310 с помощью танка. К одному из танков 66-й мсбр был привязан веревочный канат, свободный конец привязали к складной инженерной лодке. Младший сержант Г. Чаландаров, сержант А.;Альтемиров, сержант Б. Романов, рядовой И. Атабаев и я на этом танке въехали на середину реки метрах в пяти выше по течению от переправы. Вместе с нами на броне находился подполковник — командир дшб из 66-й бригады. Механик-водитель развернул машину моторным отсеком к течению.
 Инженерную лодку спустили на воду напротив места затопления БТР № 310, там, у берега, была небольшая заводь со спокойной водой. В лодку погрузились зампотех 3-й роты старший лейтенант С. Некрасов, командир группы 3-й роты старший лейтенант Каролицкий и один из бойцов 3-й роты.
 Находясь на танке, мы должны были при помощи каната удерживать лодку прямо над местом затопления машины. Группа, находящаяся в лодке, должна была забросить блок с крюком на тросе и зацепить корпус машины за что-либо. Шансы были невелики, но тем не менее мы предприняли несколько попыток, которые, к сожалению, оказались безрезультатными. Удержать лодку точно над местом затопления машины было практически невозможно.
 После нескольких безуспешных попыток мы выехали на левый берег и сделали небольшую передышку.
 Наш командир группы капитан Хиценко решил предложить одному из генералов способ подъема машины. Суть предложения была простой: два БТС, стоящих на противоположных берегах, нужно соединить тросом, затем трос лебедкой ослабить, чтобы он лег на дно реки. Затем оба БТС по команде должны начать движение вверх по течению к месту затопления, таща петлю из троса волоком по дну реки, образуя при этом своего рода трал. Постепенно БТС на правом берегу должен выдвинуться вперед и переправиться на левый берег, таким образом затягивая петлю.
 Но генерал, даже не дослушав Хиценко, начал орать, обвиняя его в гибели людей и угрожая судом. После чего потребовал возобновить попытки зацепить 310-й крюком на тросе при помощи лодки. В лодку в этот раз сели офицеры 2-й роты старший лейтенант П. Бекоев и старший лейтенант И. Лысов, а наша группа, вновь погрузившись на танк, въехала в реку. Про себя материмся, но приказ есть приказ, все начали сначала.
 После нескольких забросов крюка произошел зацеп. БТС включил лебедку, трос, натянувшись, понемногу пошел, но неожиданно ослаб. Из воды была извлечена плита с жалюзи охлаждения. Крюк зацепился за них, а лебедкой БТС сорвало болты крепления. Все заново.
 После нескольких неудачных попыток возникла новая проблема. Нас, сидящих на танке, со спины обдает водяной пылью. Поворачиваемся назад, понимаем, что это вода вылетает из выхлопной трубы танка. «Все, движку конец! Засосал воду. Надо на берег», — констатирует подполковник, командир дшб, обращаясь к сержанту, командиру танка.
 Выехали на берег, а из танка изо всех щелей вытекает вода. Выяснилось, что все сливные отверстия не закручены, то есть повторилась та же история, что и с нашими машинами.
 К танку подлетел генерал с криком, почему мы прекратили работу. Сержант, командир танка, доложил генералу, что двигатель машины вышел из строя по причине забора воды. От доклада генерал пришел в ярость и начал кричать, почему машина не готова к преодолению водных преград, с ходу объявил сержанту 10 суток ареста и тут же ушел прочь.
 «Не переживай, сержант, никуда ты не сядешь!» — сказал командир дшб и добавил: «Генералы приезжают и уезжают, а мы остаемся. Да и кто готовил эти танки к каким-то переправам, кругом все пустыни да горы!». Все с одобрением посмотрели на офицера.
 Небольшая передышка. Работы по подъему БТР временно приостановлены. Через некоторое время поступил новый приказ: тралить дно реки ниже по течению кошками на шнурах с целью поиска тел пропавших и оружия. И кому пришла в голову идея тралить кошками русло реки с быстрым течением? Но армейский закон — приказы не обсуждаются.
 Два БТС, стоящих на левом и правом берегах, натянули как струну соединяющий их трос, на трос петлей набросили поводок из тонкого троса, свободный конец которого укрепили к носу складной инженерной лодки. Поводок свободно двигался по натянутому над водой тросу.
 Втроем спустили лодку на воду и, прихватив пару саперных кошек на капроновых шнурах, погрузились на борт. На руках перетягиваем лодку на середину русла. Начинаем траление, забрасывая кошку в воду. После нескольких попыток становится понятно — затея бестолковая. Саперная кошка, сделанная из дюралюминия, легкая и потому не успевает погрузиться на дно. Ее сносит течением, шнур натягивается, и она, будто гигантская блесна, вращается буквально у поверхности воды. Показываем результат стоящему на берегу генералу, но он в ответ кричит, что мы все делаем неправильно. Причаливаем к берегу. По приказу генерала к нам в лодку запрыгивает его адъютант, майор в полушерстяном полевом обмундировании с десантными эмблемами в петлицах. Чистенький, весь такой холеный, наверно, для усиления нашей команды или должен показать, как надо делать.
 Отчаливаем от берега, майор вместе с нами хватается за трос. Перебирая руками, добираемся до середины реки. Сделали несколько попыток траления по всей ширине русла реки, пытались забрасывать кошку выше по течению, чтобы она успевала погрузиться, но безрезультатно. Течением ее сносило и, как только шнур натягивался, выталкивало на поверхность. Подплываем к берегу, майор-адъютант показывает генералу свои стертые в кровь руки и говорит ему: «Я не знаю, как они держат трос, а мне и десяти минут хватило».
 Генерал, видно, понял бесплодность своей затеи и приказал закончить траление.
 Но поиски продолжаются. Один из БТРов увяз в глине по самое брюхо, его пришлось танком вытягивать из глиняной ямы.

 Поиски прекращены

 В Гоште местное население узнало о происшедшем. Весть о гибели советских солдат быстро разнеслась по кишлаку. К месту переправы подтянулось мужское население кишлака. Началось общение. Вкратце объясняем, что произошло, и просим, если кто-нибудь из них что-то узнает о судьбе пропавших, сообщить. Афганцы сдержанно выражают нам свои соболезнования.
 Между тем время давно перевалило за полдень. Часам к шестнадцати двенадцатого февраля мы прекратили поиски пропавших и работы по подъему БТР № 310.
 Комиссия из штаба 40-й армии погрузилась в вертолет и убыла в Кабул. Командир батальона отдал приказ 2-й и 3-й ротам вернуться в ППД. А нашей группе минирования во главе с капитаном Хиценко и старшему лейтенанту Некрасову была поставлена задача остаться у переправы до следующего дня, продолжить поиск пропавших и работы по подъему машины. Мы расположились на правом берегу у своего БТРа, в двухстах метрах от переправы, неподалеку от взвода танкистов, прикрывавших район с юга, со стороны трассы Кабул — Пешавар. Всю ночь мы просидели у костра. Практически никто не спал до самого утра, видно, сказалось нервное напряжение. Сидя у костра, обсуждали случившееся.
 Еще накануне вечером командир группы принял решение рано утром следующего дня вернуться в расположение отряда, чтобы проститься с погибшими, затем получить сухой паек на двое суток и взять теплые вещи. Решение было согласовано с капитаном Г. Быковым. Часам к шести утра тринадцатого февраля мы прибыли в батальон. Я вместе с друзьями пошел готовить нашего друга Костю Коляниченко в последний путь. Тела Кости и остальных погибших лежали на носилках, укрытые покрывалами из фольги.
 Прощание с погибшими было назначено на 7 часов. Носилки с телами погибших вывезли на броне БМП-2 на плац батальона. Почетный караул вынес знамя отряда. Прощание было недолгим, последовала команда: «Смирно! Равнение на знамя! Знамя склонить! Головные уборы снять!» и подразделения простились с погибшими. Затем подогнали два ЗиЛ-131, закрытые тентом, тела перегрузили в них, и машины медленно направились к КПП. Вот и все.
 
 Наша группа, получив продукты и взяв теплые вещи, возвратилась к переправе. Прибыв на место, начали подготовку к подъему 310-го из реки. Для подъема машины был выбран вариант, предложенный нашим командиром группы, описанный выше. Небольшое совещание прошло на берегу без суеты и лишнего шума. Виктор Григорьевич объясняет, что и как надо сделать. Основная роль принадлежит механикам-водителям БТС, от их согласованных действий зависит успех.
 Один из тягачей медленно переправляется на левый берег Кабула и выдвигается к исходной точке согласно поставленной задаче ниже по течению, метрах в тридцати от места затопления машины. Второй БТС выдвигается на свою исходную точку на правом берегу и останавливается напротив первого. Тягачи соединены между собой тросом диаметром около сорока миллиметров. Включилась лебедка одного из тягачей, трос постепенно ослаб, сначала провис над водой, а затем медленно погрузился в воду и наконец лег на дно. По команде машины одновременно начали двигаться к месту затопления БТР. На пониженной передаче БТСы прошли место затопления, а через несколько метров машина, шедшая по левому берегу, остановилась, а вторая продолжила двигаться к месту переправы и затем медленно вошла в воду и переправилась на левый берег. Как только машина вышла на берег, первая начала движение. Через минуту трос на дне натянулся, и стало понятно — зацепили затопленную машину. По мере движения тягачей трос натягивался все сильнее и сильнее. Все в ожидании, что вот-вот из воды покажется башня, а потом и вся машина. Но внезапно трос срывается, и через некоторое время тягачи вытаскивают его из воды на берег. Хотя первая попытка закончилась неудачей, но все же определенный результат достигнут, машину удалось зацепить.
 БТСы возвращаются на исходные точки, разворачиваются, и начинается подготовка ко второй попытке. Вносятся последние коррективы. Зацеп оказался ненадежным, потому что глубина русла на протяжении траления изменялась, и трос в месте затопления не лег на дно, а прошел над ним на некотором расстоянии. Принимается решение, что, как только тягачи приблизятся к месту затопления, будет сделана короткая остановка и трос будет прослаблен, чтобы полностью опустился на дно.
 Вторая попытка оказалась успешной. Сделав короткую остановку перед местом затопления, во время которой трос был прослаблен с учетом изменения глубины, тягачи продолжили движение. Как только вторая машина преодолела переправу, произошел зацеп. Трос натянулся, но не сорвался, и через несколько минут из воды показалась сначала носовая часть БТРа, затем весь корпус, и вот уже машина полностью извлечена из воды. Все верхние люки открыты. Открываем боковые люки десантного отделения по левому и правому бортам, из корпуса сразу же хлынул поток воды. За два дня пребывания под водой внутрь корпуса машины нанесло ила толщиной 20 сантиметров. БТР с открытыми люками представлял собой печальное зрелище и был похож на гигантскую мертвую рыбу, вытащенную из воды.
 Надежды на то, что внутри машины будут обнаружены тела кого-либо из пропавших, не оправдались. Внутри корпуса, кроме АКМ начальника продовольственной и вещевой службы батальона старшего лейтенанта С. Лемешко и гранатомета РПГ-16 младшего сержанта М. Курамагомедова, больше ничего обнаружено не было.
 При помощи одного из тягачей 310-й был отбуксирован с левого берега на правый. О результатах было доложено командиру батальона. Работы по подъему машины заняли практически весь день. Поэтому было принято решение не рисковать, заночевать у переправы, а машину буксировать в расположение части на следующий день. Утром 310-й прицепили двумя буксировочными тросами крест-накрест к БТРу 3-й роты, прибывшему из батальона накануне, и выдвинулись в направлении части. Следом за нами выдвинулась колонна техники 66-й омсбр. До расположения отряда добрались без происшествий.
 Но операция по поиску остальных шести пропавших без вести продолжилась. Примерно через неделю после вышеописанных событий наши советники по линии разведки при содействии сотрудников ХАДа договорились о встрече со старейшинами кишлаков, расположенных на правом берегу реки Кабул ниже по течению от места переправы. Наш отряд на переговорах представлял заместитель командира батальона капитан Р. Абзалимов, вернувшийся из госпиталя.
 К чести афганцев, надо сказать, что результаты переговоров не замедлили сказаться. Примерно через две недели афганцы через советников сообщили, что в реке в районе переправы обнаружены тела двух человек в советской военной форме. Течением их вынесло на отмель. Афганцы обложили их камнями, чтобы в случае подъема воды течение не унесло тела. Сразу стало понятно — это наши.
 На место обнаружения была направлена группа 3-й роты. Тела погибших были доставлены в отряд. Идентифицировать личности после двухнедельного пребывания тел в воде было очень сложно. Опознание проводилось по анатомическим признакам, особым приметам и одежде. Найденные тела принадлежали младшему сержанту Аркадию Макарчуку и рядовому Сергею Стеле, бойцам 3-й роты. Еще через неделю было обнаружено тело исполнявшего обязанности командира 3-й роты старшего лейтенанта Игоря Турсунбаева. Тела остальных пропавших обнаружены не были. Дальнейшие поиски к успеху не привели.

 Восстание в лагере Бадабер
 Тем не менее история получила продолжение примерно через полтора месяца. Советникам по линии разведки поступила информация, которую принес человек, пришедший из Пакистана. Источник сообщал, что в лагере для военнопленных под Пешаваром содержится советский солдат, которого моджахеды вытащили из реки Кабул в Афганистане в бессознательном состоянии. К нам в отряд прибыли советники и попросили найти фотографии пропавших без вести. Капитан Р. Абзалимов попросил нашу группу найти фото Виктора Житняковского, сержанта 1-й роты. Найти фотографию удалось с большим трудом, поскольку Виктор не любил фотографироваться. Сам он был родом из Днепропетровска.
 Фото было передано советникам. Позднее нам сказали, что человек из Пакистана опознал по фото Виктора Житняковского. Насколько эта информация достоверна, я сказать не могу, никаких сведений по этому поводу больше не поступало.
 В ночь с 26 на 27 апреля 1985 года в лагере Бадабер под Пешаваром советским военнопленным удалось захватить оружие и поднять восстание. Более суток они сдерживали атаки боевиков. К месту событий были стянуты регулярные части и артиллерия армии Пакистана, и восставшие были расстреляны из орудий.
 В начале 1990-х годов один из лидеров афганской оппозиции Гульбеддин Хекматияр давал большое интервью представителям российской прессы, посвященное войне в Афганистане и участию в ней советских войск. Оно было опубликовано в одной из российских газет. Статья называлась «Мы победили СССР». Когда ему задали вопрос о восстании в лагере Бадабер, где содержались советские военнопленные, Гульбеддин Хекматияр подтвердил данный факт и добавил, что толчком к этому восстанию послужил захват оружия у охранника советским солдатом по имени Виктор и что родом этот солдат был с Украины. Возможно — это просто совпадение.
 По факту гибели людей при переправе через реку Кабул было возбуждено уголовное дело в отношении начальника штаба батальона капитана Г. Быкова, но затем оно было прекращено за отсутствием состава преступления.
 Анализируя данные события, необходимо сказать, что проведение специальных операций требует самого тщательного планирования и серьезной, всесторонней подготовки участвующих в ней подразделений. При подготовке специальных мероприятий должны быть продуманы все этапы и предусмотрены возможные варианты развития событий.
 Форсирование, преодоление водных преград, в данном конкретном случае горной реки, с использованием плавающей техники, тем более в ночное время — мероприятие, связанное с высокой степенью риска, и требует высокой организации и качественной подготовки личного состава (механиков-водителей и десанта) и готовности материальной части.
 В данном конкретном случае причиной гибели людей стало плохое планирование и организация спецоперации, недооценка ситуации, отсутствие необходимой подготовки у личного состава и механиков-водителей БТРов в преодолении водных преград, неготовность материальной части к использованию на воде.
 Это особенно печально, поскольку негативный опыт подобного рода у нашего отряда уже был. В марте 1984 года при попытке переправиться через реку Кабул в районе н. п. Модикач затонула БМП-2 первой роты. 3 человека при этом пропали без вести. Попытка нырнуть и зацепить затонувшую машину тросом едва не закончилась трагически для парторга отряда старшего лейтенанта В. Парамонова.
 11 февраля этого года исполнилось 24 года со дня того трагического события.
 Жизнь разбросала участников тех далеких событий по просторам некогда единой страны. Кто-то волей судьбы оказался за границей, как принято говорить, в «национальных квартирах», кого-то, к сожалению, нет уже с нами на этом свете.
Погибли в Афганистане в 1986 году старший лейтенант П. Бекоев и сержант В.Коваленко, нырявший той февральской ночью в Кабул к затопленной машине.
В 1997 году в Москве трагически погиб Г. Быков.

 Игорь САС
 Фото Олега СМИРНОВА
 и из архива автора»
 Вот так описал события 11.02.1985 года в Афганистане Игорь Сас.Он участник событий, и думаю, что описал все правдиво.
 Игоря Саса за годы поисков я нашел. Почему-то долго контакт у нас не получался. И все же в этом году, в «Одноклассниках» пришел такой ответ, публикую :

 « 17 янв 2014 г.
 
 Игорь Сас

 18:50
 Михаил, добрый вечер! Да в статье "Холодные воды Кабула" я описывал события в которых принимал участие. На  Ваш вопрос о Вите  Житняковском могу ответить следующее: я допустил неточность указав место жительства Днепропетровск, а  что касается опознания по фотографии добавить ничего не могу кроме того что написал в статье. На опознании я не присутствовал, его проводили разведчики из Самархеля.  Четыре года назад на 30-летии 154-го ООСпН я разговаривал с  Рамилем Каримовичем Абзалимовым и спрашивал его об этом. Он сказал, что да такая информация проходила, больше он ничего добавить не мог. Я понимаю, что это важно. Мне самому хотелось бы знать подробности и все обстоятельства этого дела. Спасибо, что не забываете друзей. Игорь.»

Вот эти уточнения прислал Владимир Савчик


Интересная статья.События Игорь Сас описал точно.Там ответы на твои вопросы.По Житняковскому вопросов много,но вероятно это всё же он.
(примечание автора страницы памяти - речь шла о статье Леонида Неймана, где он рассматривал момент того,что Виктор Житняковский
мог каким-то образом выжить,после чего попал в плен
к духам,мог в плену попасть в пакистанский "лагерь беженцев" в Бадабере,
после чего мог там поднять восстание советских солдат. выдержки из статьи выше.
Полный текст статьи - по адресу http://www.proza.ru/2015/01/22/1264 ).


Житняковского могло вынести на отмель далеко вниз по течению.
Особенно учитывая его рост.
Периодически он мог отталкиваться от дна и дышать...

У горной реки свои особенности.Если река равнинная,как у нас,то глубина стабильная,дно ровное.
Горная река с сильным течением вымывает промоины неравномерно.
Глубина по-колено,а через пару метров-с головой,а еще через пару метров опять по-колено.
Если сразу не захлебнулся и не потерял сознание-то есть шанс выжить....
На плаву в стоячей воде БТР один человек может легко толкать перед собой.
При неработающем водомёте течение уносит машину как песчинку...

Вот,только что Володя Кожевников прислал....
"Здравствуй тёзка.Этой переправы я никогда не забуду.Шли ночью колонной на войну.В один прекрасный момент я почувствовал,что мы уже плывём.Перед моим БТРом уже начало сносить по течению несколько машин.
Ребята которые были на броне прыгали в воду.Так как все находились в полной боевой экипировке,многих потащило на дно.Я сказал своему механику что бы он включил водометы и жал газ на полную.
Но так как техника не была готова к переправе через реку (у всех машин были открыты кингстоны) в БТР начала поступать вода.
Не добравшись до берега метров 10 мой БТР набрал воды и заглох опустившись на дно.
Так как мои бойцы находились все на броне из них никто не пострадал.В некоторых машинах молодняк спал внутри машин, где и захлебнулись.
По реке плыли бойцы,кто смог выбраться на берег,тот остался в живых.
Несколько машин сумели выбраться на берег и сразу стали бросать троса тем, кто застрял в реке.Я несколько раз нырял под днище что бы зацепить трос.
В конце концов мне это удалось и мою машину вытащили на берег.После этого нас,кому пришлось поплавать собрали в одном из исправных БТР-ов ,затопили печку и дали всем почти по стакану спирта.
До рассвета я прокимарил,когда рассвело мы на исправных машинах стали осматривать реку вниз по течению.
БТР на котором был я подобрал 3-х утопленников.
Сколько подобрали другие группы я тогда не знал.
Впоследствии оказалось,что отряд потерял 11 человек утопленными и пропавшими без вести.
На утро на вертушках налетело начальство из Кабула, но что там было жаль я не знаю т.к .нас выставили в боевое охранение вокруг места катастрофы.


Вот эти уточнения прислал Владимир Кожевников http://ok.ru/profile/472130917527


Ну  вкратце я написал Владимиру Савчик.
Одна беда поимённо мало кто вспоминается.
Так имена,прозвища.
Прошло уже 30 лет.
А по факту это было настоящее безобразие.
Без разведки,без подготовки техники рванули куда то.
Только ни за что положили ребят.
Я был зам.ком взвода.
А при отсутствии офицеров командиром группы 2-й роты.
Добрый вечер Павел.Прочитал рассказ Д.Лютого.
Готов подписаться под каждым его словом.
От автора страницы памяти - статья с воспоминаниями Д.Лютого ниже.
Ты прочитал,что я написал Владимиру Савчику?
Более конкретного добавить вряд ли смогу.
Вообще из всех опубликованных в нашей группе материалов я нашёл только трёх
сослуживцев из 2-й роты.
Кстати,на фото с Турусумбаевым стоит Павел Бекоев,который командовал взводом
в моей роте.
То,что договаривались с духами о возврате тел погибших при переправе, я слышал, и даже вроде бы они выполнили нашу просьбу за обещанный бакшиш.
Вроде переговоры велись через наших советников, которые располагались в местечке Шамархель под Джелалабадом.
Но конкретно по данному факту больше добавить ничего не могу.
Не знаю уважали ли нас или боялись,но за всё время пребывания меня в отряде,он не разу не подвергался нападению.
Причиной всему был комбат Портнягин,который объявил всему местному населению,что если будет произведён хоть один выстрел из кишлака в сторону отряда или проходящей колонны,данный кишлак будет полностью уничтожен.
И население прониклось этим предупреждением.

Мирных духов,как и в Чечне ,не было.
Да были непримиримые фанатики,остальные зарабатывали на войне.
Им выплачивались деньги за убитого солдата.офицера,подбитую бронетехнику и т.д.
Кто то устанавливал мины,кто то подрывал трубопроводы.
Все зарабатывали на чём могли.
Но про 2-ю роту почти ничего.
Может быть потому,что наш затопленный БТР удалось вытащить на берег почти сразу.
То,что он не пошёл под воду большая заслуга механика-водителя .
К сожалению его фамилию я вспомнить не могу.
А в остальном всё написано один в один.
Если пригодятся мои воспоминания,буду рад.

Вот эти уточнения прислал 
Жолдас Кукимов http://ok.ru/profile/528170091060

Эта переправа была разведана мной еще в ноябре 1984 года после того как взяли караван на Гоште, Мамад-хан навел,причина что потонули машины это пофигизм некоторых лиц ,когда КШМ "чайка" начала тормозить на переправе взади идущие машины начали её обходить слева и попали в водяной мешок т.к.берега с права были обрывистые и БТР просто отбросило от берега в движок вода и движок глохнет так и три БТР потонули.
Несоблюдение элементарных правил при такой переправе привело к трагическому результату , пока одна машина не переправилась другой там нечего делать.

Павел,я прочитал, ну в общих чертах все верно ,но один момент я вспомнил хотелось бы добавить т.к.в тот вечер отряд готовился совсем на другую операцию нам еще цели и задачи ещо не поставили и прибывает в отряд на "уазике" Мамад-хан и все заново всех офицеров в штаб для уяснения уже совсем другой операции уже когда стемнело нам поставили задачу что будем брать укрепрайон на Гоште.

Да, ещё после Афгана мы этот случай с некоторыми офицерами обсуждали и я им свое мнение высказывал сполна, они тогда, мол, Жолдас ты рассуждаешь как офицер, а ты же сержант, добавлю одно, что кое-кто из рядовых хотел (после как ребята потонули, прибыли генералы), растрелять Быкова, фамилию не буду называть, но его пацаны "тормознули" и связали .


Вот эти уточнения прислал Ахмед Дабагов http://ok.ru/profile/569340818926

Как помню это было ранним утром еще до рассвета.
один БТР перевернуло и ушел под воду с ребятами смыло течением.
Остальные все перешли реку. на этом операция была завершена с большими потерями с нашей стороны
Павел я был там, мой БТР за №200 выехал на берег,а тот БТР был позади моего, только не помню точно каким.

Вот эти уточнения прислал Сергей Кочешов http://ok.ru/sergey.kocheshov

Я участвовал в подъёме затонувшего БТР в феврале 85, вытаскивали лебёдкой БТР, который стащило течением под Джеллалабадом. Насколько я помню пропало 4 офицера и 8 солдат. Думаю точную информацию может дать нач. штаба в/ч пп 48575 Каширский В. Можно найти по номеру части, который я указал.
Мы из Кабула на вертушке прилетали, вытаскивали лебёдкой тягача БТС-4, (танковый трос 220 м,)
Мы несколько дней были, БТР вытащили пустой, людей при мне не нашли (спецназ прочёсывал зелёнку, пленных брали, но наших ни кого не находили ни живых ни мёртвых)
Я не очевидец, только в подъёме затонувшего БТР участвовал, из 154 ООСПн ребят ищи, они расскажут что и как было.


вот эта статья была взята с адреса http://desantura.ru/forum/forum9/topic6669/

Д. Лютый. Мне было с чем сравнить (продолжение)
Переправа, переправа

В феврале 1985 года я вернулся из госпиталя.
Еще в Кабуле до меня дошли слухи, что в отряде ЧП.
Как потом выяснилось, начальник штаба капитан Г.Быков, по обыкновению, «махнул шашкой».
Он спланировал выход отряда в район Гошты.
Но для того, чтобы выйти туда, нужно было форсировать реку Кабул.
Это и раньше проделывалось подразделениями отряда.
Но в тот раз Быков пренебрег самыми элементарными правилами форсирования водной преграды вброд.
На противоположном берегу не были выставлены даже створные знаки.
Я уже не говорю о том, что брод обычно отмечают вешками, технику готовят к преодолению водной преграды,
а перед началом форсирования проводят разведку брода.
Понадеявшись на то, что река неглубокая и на русское «авось», Григорий начал форсирование.
Кабул — река хоть и не глубокая, но довольно бурная, и, по афганским меркам, широкая.
Дело осложнялось еще и тем, что все происходило в темное время суток.
Как потом оказалось, афганцы незадолго до злополучного форсирования произвели слив воды
с Джелалабадского водохранилища.
В результате уровень воды в реке поднялся.
Течение усилилось.
Один из бронетранспортеров, форсировавших реку, забуксовал при выходе на берег.
Идущая сзади машина остановилась, но поскольку течением ее начало сносить, водитель решил выйти на берег
несколько правее первой машины.
А там буквально несколько шагов в сторону от брода начинается глубокая яма.
Машина поплыла, но недолго.
Поскольку лючки в днище задраены не были, в корпус хлынула вода, и БТР затонул.
Вслед за ним снесло еще один, и его постигла та же участь.
Личный состав, находившийся на машинах, стал тонуть.
Выплыть в такой ситуации, в теплой куртке и обвешанному боеприпасами, нереально.
Всего утонуло одиннадцать человек.
Вся война на этом прекратилась.
Стали доставать технику.
Шутка ли, БТР сам метра два с хвостиком в высоту, да антенна метра три.
Так вот, от одной машины только кончик антенны из-под воды и торчал.
Искали людей, но в этом бурном течении троих снесло куда-то дальше, и найти их тела не удалось.
Во время той переправы утонул наш начальник вещевой и продовольственной службы Сергей Лемишко.
У него в Союзе родился сын, которого он так и не увидел.
Лемишко вошел вместе с кандагарским отрядом,
а несколько позднее его перетащил к себе Портнягин.
Тыловиком он стал из-за своего малого роста.
В РВДКУ его не взяли. Но по духу он был настоящий боевик.
Еще в Кандагаре, решив все вопросы обеспечения отряда по своей службе, он отпрашивался на войну.
В Джелалабаде было то же самое.
Именно так он и попал на броню в тот злополучный выход.
Чтобы отыскать тела пропавших, пришлось связаться с местными духами.
Они относились к отряду с уважением и поэтому взялись помочь.
Как они сказали: «Если бы вы были не спецназ, а пехота, то из вас бы отсюда никто не ушел. Вам же мы поможем».
Трудно сказать как, но они нашли тела троих пропавших и вернули.
Причем даже часы на руках не были тронуты.


Примечание - за то время, когда создавалась данная версия книги памяти, вместо автора (Павел Цупик, который создавал и затем дополнял эту версию книги памяти с 12.2003 по 11.2018) на нынешнее время может быть уже и другой администратор, отсюда просьба сначала смотреть раздел "Контакты"  в общем разделе, чтобы не было претензий, что письма по электронной почте не всегда отвечены.

Если вы желаете что-либо рассказать или написать об этом человеке,мы можете написать письмо
на один из адресов электронной почты администратору этой страницы и/или прислать фотографии
(щёлкните по ссылке адреса электронной почты,чтобы администратор мог отличить ваше письмо
от других приходящих писем и впишите пожалуйста фамилию,имя и отчество павшего, о ком вы
хотите написать,а в отдельных случаях и год гибели,когда среди павших встречаются полные тезки):


afganmemorial@gmail.com    afganmemorial@yandex.ru