МОКРЕЦОВ Виктор Анатольевич, капитан, ст. ком-р вертолета, род. 20.7.1953 в дер. Мыза-Ивановка Гатчинского р-на Ленингр, обл. Русский. В Вооруж. Силах СССР с 8.8.71. Окончил Сызранское ВВАУЛ. В Респ. Афганистан с сент. 1981. При нанесении авиац. удара по огн. средствам пр-ка в крепости у нас. пункта Кулли-Топчи 10.10.1981 его вертолет был сбит. М. погиб. За мужество и отвагу нагр. орд. Красной Звезды (посмертно). Похоронен в г. Гатчина Ленингр. обл. Вот эти данные были взяты с адреса http://skywar.ru/PoteriM : МОКРЕЦОВ ВИКТОР АНАТОЛЬЕВИЧ КАПИТАН в/ч 19888 Старший командир вертолета, родился 20.07.1953 г. в деревне Мыза-Ивановка Гатчинского района Ленинградской области. Русский. В Вооруженных Силах СССР с 8.08.1971 г. Окончил Сызранское ВВАУЛ в 1975 году. В Республике Афганистан с 7 сентября 1981 г. При нанесении авиационного удара по огневым средствам противника в крепости у населенного пункта Кулли-Топчи 10.10.1981 г. его вертолет был сбит. Мокрецов погиб. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в г. Гатчина Ленинградской области. Вот эти данные были взяты из Ленинградской книги памяти: ![]() МОКРЕЦОВ ВИКТОР АНАТОЛЬЕВИЧ 20.VII.53—10.Х.81 Родился в деревне Мыза-Ивановка Гатчинского района в семье рабочих. Русский. Образование высшее. Летчик-инженер. Женат. В семье 2 детей. В Афганистане — капитан, командир экипажа (в/ч 19888). Родители: Мокрецовы Анатолий Прокопьевич, Софья Тимофеевна. (Оба умерли спустя два года после гибели сына.) Учился в средней школе ст. Пудость. С 1970 года работал на заводе фрезеровщиком. 12 сентября 1971 года призван в Вооруженные Силы СССР. 1971—1975 гг. курсант Сызранского высшего военного авиационного училища. Служил в Амурской области, учебную подготовку проходил в г. Кургане Бухарской области. С 7 сентября 1981 года — Афганистан. Служил в Баграме. 10 октября, выполняя боевое задание, погиб. Награжден орденом Красного Знамени (посмертно), медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа», Грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Воину-интернационалисту» . Похоронен на городском кладбище в Гатчине. «ПРИКРОЙ МЕНЯ, ВЕДОМЫЙ»
Нас в небо вновь зовет беды сигнал. Прорвемся по лощине, между скал, Пробьемся! Нам с тобою не впервой. В атаку я иду, а ты прикрой. А там, внизу, — и школы, и посевы, И вдоль колонны бой ведет конвой. Прикрой, ведомый. Видишь «духи слева? Прикрой, ведомый. Видишь «духи слева? Иду, а ты меня прикрой. Иду, а ты прикрой!.. ...Ведомый, ты в бою всегда хорош, Немало нам ребят спасать пришлось. Снижаюсь, надо выручить конвой. Как понял? Я пошел, а ты прикрой.* Кто-то из бывалых афганцев точно подметил: вертолет на войне так же необходим, как ишачок, который исправно служит на протяжении многих веков. А может даже больше. Работы ему хватает. Боеприпасы, продукты, горючее, удобрения, почта — все, что нужно для жизни и борьбы в трудно доступные горные районы Афганистана доставлялось на вертолетах. Само собой, при ходилось и в боях участвовать. Отрежет снежная лавина высоко в горах на марше автоколонну, взорвут душманы дорогу, на помощь летят они, вертолетчики. И раненых в боях с душманами эвакуировать, нередко под огнем, приходилось тоже вертолетчикам. Да, трудна и опасна их работа в горах. Чтобы понять меру мужества и риска, надо видеть эту величественную горную готику, где, ударяясь об отвесные склоны, порывистый «афганец» своенравно меняет направление, закручивая вихри, нисходящими потоками затекая во впадины, каньоны. Резкую смену температур, перепады давления надо мгновенно анализировать, принимать единственно верное решение. Из писем Виктора Анатольевича родным: «Здравствуйте, мои любимые солнышки! Первый привет из далекого края! Приехали на место только 8 сентября вечером. Но до этого нам пришлось попутешествовать по местным городкам. Остались на ночь в Кундузе. Встретил много сокурсников. Одни ждали замены, другие только приехали. Утром посетили Кабул, в письме все не опишешь. Как Валера говорил, так и есть. К вечеру на вертолетах нас перебросили в Баграм. А здесь нас ждут — не дождутся! Ребята отбыли по 19—20 месяцев. Здесь придется переучиваться на новую технику, более современную. Дали нам на это 3 дня, а затем — вперед. Попали в самое пекло. Сейчас идет операция, и мы в нее встреваем. Изо всех мест, где были,это, вроде, лучше, чем другие. Аэродром расположен в котловине на 1,5 км высоте, а вокруг — горы высотой от 4 до 7 км. На вершинах снег. Пейзаж скучный. Горы голые, как в Крыму. Ночью уже прохладно,а днем жара. Рядом с аэродромом расположен кишлак,прямо за проволокой. И хотя там развеваются красные флаги, лучше никуда не ходить. Ночью же из своих домиков вообще не выйдешь. Разместили нас в так называемых модулях — типа финских домиков,по 8 человек в комнате. Ничего, перезимуем! На отпуск, по первым впечатлениям надеяться нечего. Здесь никто не ходил. Быстрова написала письмо своему, он сейчас лежит и читает его, а мы спрашиваем, ну как там дела? Ну, вот, теперь все. Крепко целую и обнимаю, больше всех, конечно, Натуличку,я очень по ней соскучился, как и она по мне, вероятно... Ваш папа Витя. 9.09.81. Баграм». «Здравствуйте, мои милые хорошие девочки, мои ненаглядные солнышки! Огром нейший привет из Баграма! Два дня назад отправил вам письмо, сегодня пришел с вылета, получил от вас. Прочитал, хотел поругать тебя, Людмила, за паническое настроение, да ладно. Тебе несладко там приходится, как и мне здесь без вас. Распорядок у нас стандартный. Подъем в 4 часа утра и приходим к 6 часам вечера. В 7.00 уже темно. Летаем каждый день по 3 часа. В письме всего не опишешь. Заменщики наши уже уехали, остались мы здесь одни и сразу втянулись в работу. Я обещал написать тебе после вылета про мои впечатления, скажу только одно: ничего хорошего нет. Летал несколько раз в команди ровку в Кабул, занимался перевозкой людей. Грудинкин (Ю. В. Грудинкин погиб в ДРА 17.V.82 г.)* тоже в Кабуле. Думаю,встретимся. В основном у меня все нормально. Акклиматизация прошла успешно. Моя милая, хорошая Людмила, не надо плакать,больше улыбайся, скоро приеду в гости,месяца через 3—4, как будет обстановка. Здесь ходят слухи, что есть приказ, больше года никого не держат. Так что осталось совсем немного — начать и кончить... 17.09.81 г.». «Здравствуйте, мои дорогие ласточки! Получил от вас письмо, очень обрадовался... Получил еще два на следующий день и оба от родителей! В Сызрань написал, а вот в Пудость — нет. Да и тебе пишу не сразу. Тут была небольшая работа, пять дней не вылезал из вертолета. Открыл, так называемый, лицевой счет, наша пара с Васькой Степановым уничтожила самое страшное оружие против вертолетов (плюс ко всему еще два ДШК)... За этот месяц выполнил семь наводок на цель ис требителей и одну — в составе группы — поработали на славу. Сейчас небольшое затишье. Летаем через день по 3—4 часа. Сегодня просидел в дежурстве, а завтра опять на целый день. За половину сентября (с 13) налетал 68 часов. Вот и все наши новости. У нас уже есть потери...» (это письмо без указания даты — авт.). «Здравствуйте, мои милые, хорошие, не наглядные ласточки! Получил сегодня от вас письмо и очень обрадовался, хотя и получил по носу. Сегодня несколько писем пришло, и вот все сидят, читают и светятся. Даже в комнате светлее стало. За меня можете не беспокоиться, у меня все нормально. На этой неделе образовался не большой перерыв, уже три дня, как я «безработный». Летает Леха, он перед этим отдыхал. За сентябрь наш отряд МИ-8 «выдал» 3/4 всего налета эскадрильи. Это очень много, в пределах 320—360 часов. Летали, как говорится, на износ с утра до вечера. С 7 по 10 октября у местного населения какой-то праздник религиозный, когда они все приносят в жертву. Душманы по всему Кабулу развесили листовки, призывы на борьбу. Но у нас все нормально! Чистый горный воздух, безоблачное небо. Сейчас стало уже прохладнее, днем до +30" подскакивает, а ночью и под утро всего +5°. Ходим в куртках. Сейчас свирепствует куча болезней. Пока успеваю увертываться, но уже, кажется, все же подхватил. Лечусь, Людмила, твоими таблетками. Да и не только я — половина комнаты. Лежать нельзя, летать некому будет. Кормят, как я уже и говорил, более менее сносно. Правда, фруктов нет. Недавно мы обнаглели, и я сел на бахчу. Касым и Петро Боровков накидали арбузов в кабину, а Васька Степанов меня с воздуха прикрывал. Попробовали душманских арбузов. Ну вот, вроде,и все. Посылаю фотографию, узнаете меня или нет? Как я по вас соскучился, мои родные, ни минуты не живу без вас! Фото Натусика повесил над кроватью и, как ухожу на вылет, щелкаю ее по носику, все нормально, мой котеночек. Целую и крепко обнимаю. Папулька. 7.10.81 г.». О последнем боевом вылете Виктора Анатольевича его родным рассказал капитан А. П. Малышев,*(* А. П. Малышев погиб в ДРА в 1983 году.) который сопровождал по гибшего однополчанина на родину, а вскоре В этом третьем очерке приведены выдержки из письма Петра Боровкова, борттехника «МИ-8» капитана В. Мокрецова: «Весь этот экипаж, с которым я летал,жил вместе. Как сейчас помню, Касым Давлеталин сидел и писал письмо домой, а потом заполнял летную книжку. Мы с Виктором Мокрецовым сыграли в нарды. И я вдруг захотел последовать примеру Касыма, написать письмо родным, но ничего из этого не вышло. Какая-то тяжесть на душе,а что — понять не могу. С этой тяжестью и уснул. В 3-00 10 октября мы оделись и умылись,позавтракали. Думал, что вчерашняя тяжесть спадет, но она так и осталась на душе. Когда взлетели, видели восход солнца. Он в ДРА совсем необычен. Много радужных красок, просто не такой, как в Союзе...». Два МИ-8 — ведущий капитана Виктора Мокрецова и ведомый капитана Василия Степанова — перелетели в лагерь десантного батальона: предстояло перебрасывать десантную группу. Вскоре после вылета из лагеря в узком месте высокогорной долины звено обстрелял из засады крупнокалиберный пулемет. Связь с ведущей машиной прервалась, она падала. В вертолете был такой гул, будто совсем рядом движется железнодорожный состав, а затем такой скрежет, будто тот же состав останавливается очень экстренно, — вспоминал позднее борттехник П. Боровков. —Мы врезались в валуны. От пилотской кабины осталсй только пол, все остальное снесло. Последними словами В. Мокрецова были: «Вот здесь нам будет каюк». Федор Гладков ничего не сказал. Чтобы вертолет не взорвался, я, пока падали, выключил двигатель...». Ведомый капитан Степанов атаковал в лоб и уничтожил зенитную позицию. Машину Виктора Мокрецова обнаружили лежащей на боку среди валунов на дне кривого и узкого ущелья. Приземлиться рядом или хотя бы приблизиться было невозможно. Больше часа, пока не замигала тревожная лампочка на показателе топлива, а главное, пока не пристроились в хвост паре свежих, вызванных с базы вертолетов, водил над ущельем свою машину капитан Степанов, затем повернул в лагерь. В салон с разбегу загрузились десантники, десять человек» (В. Верстаков). Рация десанта из упавшего вертолета вышла было на связь и снова умолкла... Помощь подоспела через четыре часа, пострадавших начали выносить из ущелья. Вспоминает Петр Боровков: «Я нес Касыма вместе с одним десантником, звать вроде Сашей, целых полтора часа. Мы вытащили Касыма, уложили за валун. После своих ног не чувствовал. Саша говорит, что в нас стреляли, а я говорю: «Не слышал». Затем вытащили В. Мокрецова и Ф. Гладкова. Склон был очень крутой. Когда всех вытащили и уложили за валуны,я поставил одного солдатика, чтобы он показывал нашим вертолетам: в нас не стрелять. Мы стали пробираться еще выше, на вершину горы. Там встретила остальная группа и нас всех эвакуировали». Прошло два года, умерли родители Виктора Анатольевича. Осталась вдовой с двумя дочерьми на руках Людмила Петровна. Лет через пять после гибели мужа в детской комнате она случайно увидела недописанный листок из школьной тетради: «Папа, если бы у нас была волшебная палочка, я попросила бы ее оживить тебя. Мне плохо, па. Меня иногда обижают, а защитить некому...». |